Авиаперевозки грузов
Преимуществам авиаперевозок, аспектам их организации и выбору посредников была посвящена первая часть этой статьи, опубликованная в предыдущем номере журнала. Сегодня рассмотрим, из чего складывается стоимость авиаперевозки и то, как сэкономить средства, максимально используя преимущества этого вида транспорта Стоимость авиаперевозокПодробнее остановимся на том, что такое расчетный вес. Для авиагрузов он определяется по формуле: Рс – расчетный вес, кг; Рf – фактический вес, кг; Рν – объемный вес, равный V×167; V– объем, м3; n – количество мест в отправляемой партии. Важно понимать, что рассматривается именно максимум суммы, а не сумма максимумов. Отсюда следует, что для снижения издержек очень выгодно объединять объемные грузы с тяжелыми. Другой способ снижения объемного веса – это оптимальная упаковка товара. В первую очередь она должна обеспечивать сохранность груза. Поэтому экономить на объемном весе за счет сокращения количества упаковочных материалов – не самая лучшая идея. Но вот при формировании пакета из разноформатных коробов стоит задуматься, ставить ли их на деревянный поддон. Большого количества мелких грузовых мест лучше избегать, упаковывая их содержимое в тару больших размеров, а не укрупнением их в пакеты на поддоне (не будем также забывать про ограничения по высоте). И последний комментарий к вопросу о весе. Как это ни странно, не все авиакомпании и не все экспедиторы взвешивают груз при приемке. Если с грузом следует детальный упаковочный лист, в котором указан вес и габариты каждого места, то представители авиакомпании и экспедитора вполне могут удовлетвориться этими цифрами. Поэтому, постоянно работая с одним и тем же поставщиком и зная, сколько примерно может весить тот или иной товар, следует просматривать упаковочные листы на предмет опечаток, существенно завышающих вес груза. Как сэкономить на авиаперевозкеИтак, два основных способа снижения издержек на авиаперевозку – это правильный выбор посредников и консолидация грузов. Консолидация грузов позволяет использовать более дешевый тариф, а также сокращать долю постоянных (не зависящих от веса) издержек в общей стоимости. Кроме того, консолидация объемных и тяжелых грузов позволит снизить общий расчетный вес. Но в то же время, консолидируя грузы, то есть накапливая их на складе экспедитора, мы несем дополнительные расходы: стоимость хранения на складе и расходы на доставку груза от отправителя до склада экспедитора (для многих отправителей можно найти более близкий аэропорт отправления). Таким образом, решение об оптимальной партии отправки является классической логистической задачей нахождения точки наименьших общих издержек. Решением этой задачи будет ответ на следующие вопросы: 1. До какой степени консолидировать (то есть минимальный размер отправки)? 2. Где именно осуществлять консолидацию? Выигрываем время авиаперевозки грузовПроанализировав соотношение расходов на хранение и экономию на консолидации, мы пришли к выводу, что экономить на тарифах значительно эффективней. Даже если для накопления партии в 1000 кг придется ждать месяц, все равно выгоднее заплатить за хранение этой партии, чем отправлять ее по более высокому тарифу. Следовательно, при расчете оптимальной частоты отправок надо исходить из требований к срокам доставки. Не будем забывать, что главный выигрыш в авиаперевозках – это время. Соответственно нам необходимо определить максимально возможный интервал между отправками с учетом требований к сроку доставки. Этот интервал будет действовать как ограничение при определении оптимальной партии отправки. Зная этот интервал, можно определить минимальное количество отправок в месяц. Разделив среднемесячный объем перевозок на эту величину, получим средний вес отправляемой партии, исходя из которого можно будет достаточно точно оценить издержки на доставку, что тоже будет немаловажным достижением. Выбор места консолидации грузов зависит от многих факторов. Правильное математическое решение можно получить при решении задачи нахождения минимума издержек на консолидированные отправки и издержек на доставку грузов в аэропорт отправления. Понятно, что если все отгрузки осуществляются из одной точки, то издержки на авиаотправку будут минимальные, так как консолидируется весь объем, но зато издержки на доставку грузов от отправителей в эту точку будут максимальные. Эта задача может решаться методом математического программирования или моделирования с последовательной оценкой сценариев. Другими факторами, влияющими на решение, могут стать:инфраструктурные особенности того или иного пункта консолидации; дополнительный сервис того или иного экспедитора; ограничения на консолидацию грузов (организация ВЭД и т. д.) Особенности использования авиаперевозок1. Высокая стоимость доставки грузов авиатранспортом не означает, что на этом виде транспорта невозможно оптимизировать расходы. 2. Некорректные действия в процессе организации перевозок могут свести на нет главное их преимущество – выигрыш во времени. 3. Знание физических процессов организации авиаперевозок помогает выявить рычаги снижения издержек и успешно ими пользоваться. 4. Решение некоторых вопросов, таких как выбор консолидационных пунктов, может быть неочевидным и неоднозначным. В этом случае необходимо применение математических оптимизационных моделей. С учетом того, что сеть и география авиаперевозок компании может быть очень изменчива, необходимо иметь в виду, что принятые решения должны периодически пересматриваться и проверяться на оптимальность в изменившихся условиях. 5. Включение любых посредников в процесс авиаперевозки оправдано только при положительном соотношении создаваемой ими добавленной ценности и дополнительных издержек. 6. Сфера авиаперевозок очень конъюнктурна и зависима от колебаний и кризисов в мировой политике и экономике. Необходимо учитывать подобную нестабильность и планировать запасные варианты доставки грузов в том случае, если авиаперевозка невозможна. Первоисточнк: www.logistpro.ru Татьяна Мещанкина Менеджер по логистике ЗАО «Химэксперт»
|